Этап №1 (27.10.2015 - 31.12.2015)
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 27 октября 2015 г. №14.579.21.0124 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 1 в период с 27.10.2015 по 31.12.2015 выполнялись следующие работы:
1) Аналитический обзор современной научно-технической, нормативной, методической литературы, затрагивающей научно-техническую проблему, исследуемую в рамках ПНИЭР, в том числе обзор научных информационных источников: статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии и патенты - не менее 15 научно-информационных источников за период 2010 – 2015 гг.
2) Сравнительная оценка эффективности возможных направлений исследований применения системы рекуперации энергии в подвеске транспортных средств.
3) Разработка вариантов возможных решений задачи разработки амортизатора с рекуперативным эффектом, выбор и обоснование оптимального варианта её решения. Выбор и обоснование направления исследований.
4) Разработка технических требований на амортизатор с рекуперативным эффектом в подвеске транспортного средства.
5) Проведение патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96.
6) Проведение маркетинговых исследований с целью изучения рынка сбыта новой продукции (коммерциализации РИД), созданной на основе научно-технических решений по данным ПНИЭР в сфере деятельности Индустриального партнера.
7) Приобретение оборудования для организации, проведения испытаний и специализированного программного обеспечения.
При этом были получены следующие результаты:
1) Проведен поиск информационных источников, затрагивающих научно-техническую проблему, исследуемую в рамках ПНИЭР в научных журналах крупнейших издательств, таких как Elsevier, Highwire, IEEE, Nature, Taylor & Francis и.т.д., а также в открытых базах данных: научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp, Directory of Open Access Journals, Library of Congress Online Catalog, Science.gov и Scientific News, используя поисковые системы по научной литературе ScienceResearch.com, http://scienceresearch.com/scienceresearch/, Google Scholar http://scholar.google.ru/, на сайтах компаний-разработчиков транспортных средств. Произведен отбор наиболее значимых литературных источников, производится анализ и систематизация данных. На основе анализа публикаций можно сделать вывод о наличии устойчивого интереса к устройствам, обеспечивающим рекуперацию механической энергии в подвеске транспортных средств в Российской Федерации и за рубежом. Диапазон исследований в рассматриваемой области достаточно широк, что подтверждает интерес к проблемам разработки амортизатора с рекуперативным эффектом, как со стороны представителей науки, так и со стороны промышленных предприятий.
2) Осуществлен выбор основных направлений по решению задачи рекуперации энергии в подвеске транспортных средств. Произведена сравнительная оценка эффективности возможных направлений исследований применения системы рекуперации энергии в подвеске транспортных средств. Показано, что основные тенденции тематики заключаются в усовершенствовании конструкций линейного двигателя, являющегося основой для амортизатора с рекуперативным эффектом, и применение накопителей энергии для хранения и дальнейшего использования рекуперированной энергии.
3) Осуществлен выбор и дано обоснование принятого направления исследований и способов решения поставленных задач по созданию амортизатора с рекуперативным эффектом.
5) Разработаны технические требования на амортизатор с рекуперативным эффектом для подвески грузовых автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью до 12 т.
6) Произведена закупка специализированного программного обеспечения LabVIEW и оборудования для проведения испытаний – климатокамеры КТХВ-1000.
7) Согласно ГОСТ 15.011-96 разработано задание на проведение патентных исследований, регламент поиска, произведен поиск патентной информации. Осуществлен отбор наиболее значимых изобретений, анализ патентных материалов с целью исследование технического уровня систем рекуперации в подвеске колесных транспортных средств. Поиск проводится по базам данных PATENTSCOPE, ESP@CENET, USPTO, PAJ, K-PION, SIPO, БД ФИПС, БД ЕПВ. Страны поиска РФ, США, Япония, Корея, Китай, Германия, Франция. Классификационные рубрики B60G 11/0, 11/14, 17/00, 17/06, B60K 1/00, 25/00, 25/10, В60L 11/00, 15/00, B60W 10/00, 10/24, 10/26, F16F 9/00, 15/00, 15/03, H01F 13/00, H02K 15/00, 15/03, 33/00, 35/00, 41/00, 41/02, 41/03, H02P 9/00, 9/04.
Разнообразие тематики представленных патентов свидетельствует об активном поиске оптимальных решений в рассматриваемой предметной области. Тем не менее, общий анализ показывает, что, несмотря на большое число исследований в предметной области патентного поиска, оптимальная конструкция амортизатора с рекуперативным эффектом не найдена, следовательно, решение данной проблемы представляется важным и перспективным направлением.
8) Проведены маркетинговые исследования состояния потенциальных рынков сбыта новой продукции. Рассмотрены отечественные экспериментальные исследовательские работы в области применения подвески колесных транспортных средств на основе амортизатора с рекуперативным эффектом, приведено описание проводимых НТЦ ПАО «КАМАЗ» теоретических исследований на одномассовой расчетной модели, проведен анализ экспериментальных данных пробеговых испытаний автомобилей КАМАЗ семейства магистральных тягачей. Установлена целесообразность активизации работ, направленных на создание систем рекупераций энергии в подвеске транспортных средств с целью их дальнейшего применения в автомобилях производства ПАО «КАМАЗ». Произведена оценка перспектив ПАО «КАМАЗ» на отечественном рынке коммерческих гибридных и электрических транспортных средств.
Участие в конференции:
На научно-практической конференции по итогам реализации в 2015 году прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы" представлены результаты проведенных в 2015 г. работ по тематике амортизатора с рекуперативным эффектом. Конференция проведена в составе деловой программы III Национальной ежегодной выставки-форума ВУЗПРОМЭКСПО-2015.